Контакты
+7 (499) 270 52 51,
(доб. 311, 312)
+7 (964) 795 55 33
+7 (905) 760 44 50
E-mail: info@dporss.ru
Поиск
Лицензия

В Казани обсудили стратегию развития строительной отрасли РФ до 2030 года и переход на проектное финансирование

В Казани обсудили стратегию развития строительной отрасли РФ до 2030 года и переход на проектное финансирование
21.06.2019

Материалы к докладу Вице-президента А.Ш.Шамузафарова

Протокольное решение совмесного совещания РСС,НОСТОЙ и Комитета ТПП

21 июня в Казани, в здании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан состоялось выездное заседание Трехстороннего Координационного Совета РСС, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ под председательством Владимира Яковлева.

Перед заседанием прошла встреча президента Союза В.А. Яковлева и премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошина.

В работе Совета приняли участие министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики И.Э. Файзуллин, заместитель начальника департамента по вопросам ценообразования Минстроя России С.В. Головин, заместитель директора департамента Минпромторга России Р.Г. Куприн.

Ирек Файзуллин в своем выступлении рассказал о сегодняшней ситуации в строительной отрасли республики.

– Казань – город с тысячелетней историей. Многие принимали активное участие в реализации программ, которые проводились на территории республики Татарстан. Хочу отметить начало реализации грандиозной программы капитального ремонта жилья в стране в 2007 году, когда Владимир Анатольевич Яковлев был министром регионального развития. Такие масштабные решения часто реализуются на территории Татарстана. Так, 12 февраля этого года в республике прошел Госсовет по теме «Жилье и городская среда». И в Национальном проекте были поставлены масштабные задачи, которые сегодня страна и республика реализуют в области строительства, – заявил Ирек Энварович.

По словам И. Файзуллина, по объему жилищного строительства Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в стране. Ежегодно здесь вводится в эксплуатацию 3 400 тыс. кв. м жилья. Сегодня в республике введено в эксплуатацию 3,2 % от всего построенного жилья, это 1 миллион 200 тыс. кв. м.

В строительной индустрии республики насчитывается 402 предприятия, ежегодный объем их продукции – 40 млрд рублей.

В строительном комплексе трудится почти 100 тысяч строителей, около 30 тысяч специалистов работает в области жилищно-коммунального хозяйства.

Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов возглавляет рабочую группу Госсовета, которая ведет основной Нацпроект «Жилье и городская среда». Ирек Энварович передал пожелания и приветствие президента Республики Татарстан участникам заседания, пожелал успешной работы.

Президент РСС Владимир Яковлев поблагодарил руководство республики за гостеприимство, президента Союза Строителей РТ Р.Ш. Халитова за организацию мероприятия, генерального директора АО «ТАТЭМ» Ю.И. Солуянова за хорошую подготовку.

Владимир Анатольевич в своем докладе привел основные данные по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Он отметил, что показатели по вводу жилья не соответствуют запланированным, в прошлом году из 86 млн. кв. м было введено 75 млн. кв. м. Однако, по его мнению, ситуация еще может выровняться.

Как заметил президент РСС, с 1 июля вступает в силу новое законодательное положение по перестройке системы финансирования долевого жилищного строительства с использованием счетов эскроу. В стадии разработки находятся вопросы реформирования, ценообразования, технического регулирования и госзакупок в сфере строительства. Над этими и другими задачами строителям необходимо активно работать в ближайшей перспективе, подчеркнул В.А. Яковлев.

– Учитывая эти обстоятельства, мы решили создать координационный совет, чтобы проанализировать ситуацию и выработать единое мнение по многим вопросам, которые волнуют все строительное сообщество, – сообщил В. Яковлев.

Президент РСС выделил три основные повестки совещания: разработка Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, проблемы долевого строительства и обманутых дольщиков и развитие энергосбережения и ресурсосбережения. Все эти темы он назвал стратегически важными и многоплановыми.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в своем докладе «О Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года» заявил, что проблемы, с которыми сейчас сталкиваются российские строители, упираются в то, что перспективы развития строительного бизнеса размыты и не очевидны.

– Для того чтобы строителям было проще планировать свой бизнес и четко видеть перспективу, Минстрой России совместно с Правительством РФ вышли с инициативой разработки Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года. И когда встал вопрос: как правильно разрабатывать Стратегию, стало ясно, что тот базис, на котором разрабатывались ранее аналогичные стратегии, сегодня утрачен. Была сформирована коллаборация, в которую вошли представители общественных организаций и представители власти. Данная Стратегия разрабатывается одновременно Минстроем России, Российской Академией народного хозяйства, при Президенте РФ, Стратегическим центром при Правительстве РФ, двумя национальными объединениями, – заявил президент НОСТРОЙ.

А.Н. Глушков подробно рассказал, как идет разработка Стратегии. Он сообщил, что результаты работы всех команд будут выкладываться на сайте Национального объединения строителей. Первая дата появления на сайте НОСТРОЙ – 1 июля этого года. После этого документ будет выставлен на широкое обсуждение. Основной текст Стратегии должен быть завершен в начале августа.

О ходе работы над Стратегией рассказал директор департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ А.В. Мешалов. Проектным командам удалось обозначить контуры понятийного аппарата, который будет использован в стратегии, и наметить целевые показатели отраслевого развития.

На современном этапе строительную отрасль предложено понимать как «комплекс организаций и предприятий, осуществляющих создание и улучшение зданий и сооружений для формирования комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей».

По его словам, цель Стратегии – формирование экономически эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой отрасли, основанной на квалификации и репутации, обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Для достижения целей отраслевого развития разработчики считают необходимым изменить понимание роли института государственного заказа в строительстве и самого подхода к организации закупок.

– Закупки надо рассматривать не как обычную хозяйствующую деятельность государства, а как механизм прямого стимулирования отрасли и внедрения в нее инноваций и эффективных технологий для дальнейшего распространения, в том числе, и на частный заказ, – подчеркнул директор департамента.

Докладчик также рассказал о сессиях, которые пройдут в расширенном формате. Их итоги подведет межведомственная рабочая группа, которая была сформирована приказом министра строительства Российской Федерации В.А. Якушевым для разработки Стратегии.

Вице-президент Российского Союза строителей, член совета Ассоциации «Национальное объединение проектировщиков и изыскателей» А.Ш. Шамузафаров заострил внимание на том, что при разработке Стратегии, необходимо учитывать потребности населения, которое финансирует жилищное строительство.

– Если строительная отрасль не будет соответствовать потребностям населения, то ситуация придет к конфликту и тупику. НОПРИЗ должен дать предложения по развитию типового проектирования в строительстве. Типовое строительство связано с фондом типовой проектной документации. Фонд типовой проектной документации (ТПД) в 80-е годы составлял более 14600 единиц. Наиболее интенсивно этот фонд использовался для проектирования и строительства жилых домов, детских садов, школ, а также объектов инженерного и коммунального назначения. Создание системы типового проектирования финансировалось за счет средств государственного бюджета СССР, – сообщил А.Шамузафаров.

В середине 80-х годов в СССР существовало более 3000 заводов ЖБИ и 545 предприятий полносборного домостроения, которые находились в государственной собственности и обеспечивали выпуск типовых объектов и их элементов. На РСФСР приходилось около 50% таких предприятий.

При использовании новых индустриальных технологий домостроения, финансируемых за счет частных инвестиций, вопросы использования конкретных проектов, в том числе типовых, определяются заказчиком. Типизация для жилищного строительства, финансируемого за счет средств бюджетов, осуществляется путем установления социальных норм площади жилья, а также стоимости 1 кв. метра общей площади жилья ежеквартально. Типовая проектная документация для строительства жилых домов используется при индустриальном изготовлении на конкретных заводах конструкций типовых домов.

При строительстве детских дошкольных организаций и общеобразовательных школ, медицинских учреждений и объектов физкультуры и спорта, финансируемых из бюджета, используются проекты, включенные в Реестр типовых проектов Минстроя России.

При формировании современной эффективной застройки, а также при использовании технологий информационного моделирования используются библиотеки информационных моделей типовых нормалей планировочных решений, типовых элементов конструкций, изделий и узлов.

По мнению вице-президента РСС, необходимо пересмотреть все схемы территориального планирования всех поселений РФ, с учетом того, чтобы выйти на необходимые темпы территориального планирования. Нужно будет увеличивать территорию застройки в стране с 1,4% территорий поселений до 24 млн га. Под застройку должно быть выделено 6,5 млн га земли, только при этих условиях можно говорить, что можно выполнить программу, которые даны Нацпроектом «Жилье и городская среда».

Еще с советских времен повелось, что наука и проектирование всегда недофинансировались, из-за этого затраты на жизненный цикл здания были колоссальными. Эти ошибки допускаются при проектировании и сегодня. Необходимо обратить внимание на это, чтобы резко снизить расходы на эксплуатацию зданий, уверен А. Шамузафаров.

По мнению вице-президента РСС, строительный комплекс страны пока движется по консервативному сценарию. Национальный проект «Жилье и городская среда» реализован частично. Ежегодный ввод жилья стабилизировался на уровне 75-90 млн. кв. м. Сохранена предписывающая нормативно-правовая база, административные барьеры в жилищном строительстве устранены не полностью, сохраняются существующий порядок использования земель и инерционность внедрения инноваций, не произошла в полной мере адаптация к условиям использования эскроу-счетов в качестве механизмов проектного финансирования. Наблюдается монополизация рынка строящегося жилья крупными застройщиками.

Сегодня самое время перейти на инновационный сценарий. Инновационный сценарий, по мнению эксперта, подразумевает:

  • обновление нормативно-правовой базы, которое создаст условия для быстрого внедрения инноваций,
  • радикальное снижение административных барьеров,
  • пересмотр градостроительных документов в целях эффективного использования земель,
  • активное развитие индустриального малоэтажного домостроения,
  • демонополизацию рынка строительства жилья.

Подводя итог обсуждению первой темы, В.А. Яковлев отметил, что, если идти по консервативному пути, то намеченных темпов развития строительной отрасли достичь будет невозможно. По его мнению, для улучшения ситуации в строительной отрасли должны действовать все и, в первую очередь, должна быть задействована банковская система.

Вторая тема повестки дня была посвящена переходу от долевого строительства к проектному финансированию строительной отрасли. На эту тему с основным докладом выступил президент НОСТРОЙ А.Н. Глушков.

– Долевое строительство на протяжении всего существования не дает покоя ни гражданам, ни законодателям. За 15 лет двадцать пять раз редактировали законодательство в области долевого строительства, – отметил он.

Изменилась ли ситуация сегодня?

Как сообщил А.Глушков, сегодня на территории России в стадии строительства находится 10 тысяч проектов многоэтажных жилых домов. Из них в банки, чтобы получить положительное кредитное решение и возможности работать либо по проектному финансированию, либо с использованием института эскроу-счетов, обратилось 1300 проектов, т.е. 13%. Из них положительное решение получили 300 жилых проектов.

А если говорить о денежных средствах, которые получены застройщиками уже в рамках эскроу-счетов, то эта цифра составляет всего 10 млрд рублей.

Процент эффективности или реализации норм действующего законодательства составляет 0,1% общего объема всего жилищного строительства на территории Российской Федерации.

По мнению А.Н. Глушкова, такая ситуация не устраивает ни правительство, не застройщиков.

– Мы попытались разобраться в тех причинах, которые мешают застройщикам эффективно начать работать в рамках действующего законодательства, – заявил президент НОСТРОЙ.

Какие у компании-застройщика есть варианты строительства многоэтажного дома?

Первый вариант – основной, базисный – использование эскроу-счетов. Формально весь пакет документов для того, чтобы работать, появился, но эффективность не видна. Сегодня это мало применимый инструмент.

Второй вариант – банковское финансирование без использования денежных средств дольщиков, использование собственных средств компаний. Но средства компаний от общего объема строительства составляют лишь 8%. Надеяться на то, что застройщик обойдется собственными средствами и сможет выполнять эту функцию, не приходиться.

Законодатель предусмотрел переходные меры, которые распространяются на проекты, разрешения на которые были получены до июля 2018 года.

По мнению А.Н. Глушкова, имеются и положительные моменты, которые свидетельствуют о том, что застройщики пытаются приспособиться к новым требованиям рынка.

Руководитель НОСТРОЙ рассказал о том, какие проблемы волнуют крупных застройщиков и что мешает переходу на новые условия.

- Так получилось, что репутация строителей, репутация компаний застройщиков довольна низка, и нам нужно хорошо поработать, чтобы изменить восприятие образа строительной сферы в глазах населения в положительную сторону, - заявил президент НОСТРОЙ в завершение своего выступления.

Содоклады были подготовлены вице-президентом РСС по работе в СЗФО О.А. Бритовым, координатором по Сибирскому федеральному округу Ассоциации «Национальное объединение строителей» М.В. Федорченко, членом Правления РСС, генеральным директором ООО «ВЕК» Е.М. Воскобойниковым, референтом департамента нормативного и методического обеспечения Ассоциации «Национальное объединение проектировщиков и изыскателей» О.М. Мелентьевой.

С докладом «Опыт взаимодействия с органами власти в Республике Татарстан по решению вопросов энергосбережения и возможность его реализации на федеральном уровне» выступил член Совета РСС, председатель Комитета РСС по энергосбережению Ю.И. Солуянов.

В заключение с актуальной информацией выступил первый вице-президент РСС В.А. Дедюхин.

По итогам конференции была принята резолюция.


Возврат к списку